?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Глютен



У меня сегодня опять такое научно-медицинское выступление, на этот раз по поводу глютена. Причина как всегда - очень много вопросов в сети и в реале по этому поводу, а также наблюдение за бедными детьми знакомых, которые сидят на безглютеновой диете совершенно напрасно (только сегодня была в таких вот гостях, где ребеночку лечат аллергию безглютеновой диетой). Я так понимаю, что безглютеновая волна, которая на западе стала стихать, докатилась до нас и аллергологи бросились во все тяжкие, как с эндометриозом в свое время гинекологи, прости господи.
Итак, откуда все это пошло, я имею в виду то, что мамашки стали винить глютен во всех смертных грехах, вплоть до аутизма. Начало положило исследование, вышедшее в 2011 году, где, помимо уже известных двух, было выделено новое состояние - "чувствительность к глютену" https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21392369.
Если почитаете исследование полностью, то как раз в описании этого нового феномена проглядывает почерк бабки, которая сказала, а потом написала на заборе. Ну и с тех пор мамашки возбудились, а аллергологи раздразились и было много перекрестной исследовательской чепухи, пока не появился вменяемый плевок в сторону исследования 2011 года https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23648697.
А теперь мои пять копеек. Непереносимости глютена не существует. Вообще и полностью. Кровь c IgE, IgG и IgM не показательна в плане глютена абсолютно, в силу эволюционных особенностей нашего генетического кода. Смотрите, сколько лет назад у нас отпал хвост, а место для его ввинчивания еще существует, а глютен мы стали есть, по сравнению с этим, воообще недавно, поэтому у каждого второго человека ДНК его просто не узнает, поэтому могут пыть повышенные значения по этим показателям, что совершенно не означает его непереносимость конкретной особью.
Существуют три состояния по отношению к глютену: целиакия, синдром целиакии и аллергия на пшеницу.
Целиакия - это врожденное заболевание, его нельзя пропустить, его нельзя приобрести позже, оно провяляется в грудном возрасте и диагностируется тогда же. У людей с врожденной целиакией гены комплекса гистосовместимости имеют положительные DQ2.5 или DQ8. Сейчас диагностика проводится методом биопсии двенадцатиперстной кишки, процедура достаточно простая, но в ближайшее время будет достаточно только генетического анализа, в некоторых странах уже для грудников применяется такая методика. См. апдейт в конце. в моем посте в FB  я написала про эти анализы, которые уже одобрены.
Синдром целиакии может возникнуть в любом возрасте вследствие сочетания каких-либо неблагоприятных факторов: злоупотребления антибиотиками, плохого питания, стрессов, экологии, дурной мамашки в детстве и прочее.
Может быть даже при отсутствии положительных генов. Особенно важно учесть кормящим маманам, потому что мы можем сами спровоцировать у ребенка синдром целиакии в будущем, самый опасный возраст с 6 до 12 месяцев. Поэтому до года ребенок не должен получать мучное!
Что же происходит при целиакии и синдроме целиакии? Нормальная слизистая оболочка кишки не повреждается при контакте с клейковиной, так как имеет в своей структуре пристеночные ферменты, которые расщепляют клейковину, то есть глютен, на глутаминилпролил и глицилпролиндипептидазу. У людей с целиакией эти реакции не происходят или происходят не до конца, поэтому глиадин реализуется в виду токсического воздействия на слизистую тонкого кишечника. Кстати, вот почему еще важно кормить в первые 3-4 месяца младенца не менее, чем через 3 часа, у него именно в этом возрасте формируются пристеночные ферменты. При отстутствии или несформированности этих ферментов (до года мать ни в чем не может быть уверена), глютен не расщепляется, это приводит к повреждению энтероцитов, потому что глютен непосредственно на них воздействует. Это, в свою очередь, ведет к слущиванию эпителия и смерти энтероцитов, в результате чего снижается высота ворсинок кишечника и их атрофия. И таким образом, в результате деформации ворсинок происходит отторжение клеток в просвет кишки и ускорение регенерации, на поверхности ворсинок появляются незрелые энтероциты, которые не в состоянии выполнять свои функции, ну и случается мальабсорбция, соответсвенно.
Непереносимость пшеницы. Это состояние, которое аллергологи (не очень хорошие, наши), повсеместно путают с несуществующей "чувствительностью к глютену". Нет тут ничего общего. Непереносимость в этой ситуации не глютена, а совершенно других веществ, содержащихся в пшенице - сериновых протеаз и проламинов.
Теперь о симптомах и диагностике, особенно, если я вас не убедила.
Вот у вас есть ребенок или человек, которому вы хотите сделать "добро" и посадить его на безглютеновую диету.
Во-первых, осознайте, что длительная безглютеновая диета небезопасна, и человек автоматом переходит под контроль врача. Потому как он перестает получать пищевые волокна и начинает получать высококалорийную пищу, что определяет его в группу риска по раннему полипозу толстого кишечника и колоректальному раку, например. Поэтому с 25 лет человек ежегодно обязан проходить колоноскопию и сдавать каку на следы крови. Далее, у детей до 12 лет снижается иммунитет, поэтому, скорее всего, они будут больше подвержены различного рода инфекциям и чаще болеть.
Осознали, окей.
Теперь дальше. Второе. Симптоматика, которая привела вас к светлой мысли сделать "добро", не включает в себя кожные реакции. Об этом я писала в отдельном посте, тут надо убирать белок. А симптоматика должна обязательно включать в себя: диарею, спастические боли в животе, ломоту в костях и суставах, низкий белок крови.
Важный момент, у людей с непереносимостью пшеницы, целиакией и синдромом целиакии практически нет кожных аллергий, вообще, поскольку у них всегда наблюдается разной степени белковая недостаточность, что сводит кожные обострения на нет. Соответственно, если вашего ребенка, например, мучает экзема или постоянно обсыпает, у него 95% нет и близко никаких целиакиеподобных состояний. Помните об этом.
Ну а теперь третье - диагностика:
- биопсия слизистой оболочки тонкой кишки (самый точный и единственный полностью подтверждающий вид диагностики, если выбираете его, можно им и ограничиться)
- щадящий вариант, который в будущем, думаю, достаточно скоро станет стандартом диагностики, особенно для детей, - это анализы крови на антитела к эндомизию и тканевой трансглютаминазе, в качестве подтверждающего теста - анализ на антитела к глиадину.
Всё. Творим добро с умом.

Апдейт по анализам на целиакию.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=882866552104100&id=100011422907888

Comments

( 66 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
Эльвира Кузьмина
Oct. 20th, 2016 05:28 pm (UTC)
Наташ, у меня приятельница есть, у неё ребёнок с аутичными чертами, она его вытащила огромным комплексом занятий, секций (сейчас он читает, пишет) и 1 из пунктов лечение у врача итальянца. Он полностью запретил им глютен и молочку. У неё есть ещё дочь 2 лет, её тоже не кормят глютеном, они ужас какие хворые, по 5 раз в год бронхиты. Насколько оправдан отказ от глютена аутичным детям? И они такие хворые из-за отказа от глютена?
Дочь не имеет аутичных черт.

Edited at 2016-10-20 05:29 pm (UTC)
nobellarezi
Oct. 20th, 2016 05:58 pm (UTC)
Ну связи глютена с аутизмом вообще нет. Скорее, помогли занятия.
Да, дети на безглютеновой диете очень часто болеют обычно.
(no subject) - Эльвира Кузьмина - Oct. 20th, 2016 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - linusya1 - Oct. 20th, 2016 10:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Эльвира Кузьмина - Oct. 21st, 2016 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - nobellarezi - Oct. 21st, 2016 09:48 am (UTC) - Expand
lafenmi
Oct. 20th, 2016 05:40 pm (UTC)
Кстати, о чём говорит, если тянет есть сырое тесто, как ребёнка, так и взрослого?
nobellarezi
Oct. 20th, 2016 06:00 pm (UTC)
Признак расстройства пищевого поведения, часто это наследственное.
zazusha
Oct. 20th, 2016 10:25 pm (UTC)
Спасибо за ликбез! У нас ещё, слышала, на безглютеновую диету сажают тех, кто забеременеть не может, типа помогает.
А ещё знакомая с гипотиреозом сидит без глютена, мол щитовидке от него плохо.
Ну а я как раз та самая маманя, которая давала детям печеньки детские, которые с 6 мес можно. И согласно методичке ВОЗ по ГВ кормила по требованию, иногда (а может и часто) даже с интервалом до 3 часов. И как теперь узнать, отрастили мои дети в нужных местах нужные ворсинки или уже нет?
zazusha
Oct. 20th, 2016 10:26 pm (UTC)
Вы как-то рекомендовали хорошую книгу про Эйнштейна с поваром, а есть ли у вас на примере такая же хорошая, только про здоровье?
nobellarezi
Oct. 21st, 2016 09:39 am (UTC)
Книги серии Академия д-ра Родионова.
(no subject) - zazusha - Oct. 21st, 2016 09:41 am (UTC) - Expand
giraff_on_fire
Oct. 20th, 2016 10:27 pm (UTC)
А если после поедания хлеба (и ржаного, и домашнего, и на дрожжах, и на закваске) болит толстая кишка (прям при ходьбе) - это вот про несостоятельные ворсинки? Или что-то другое? Причину можно только колоноскопией узнать?
nobellarezi
Oct. 21st, 2016 09:42 am (UTC)
Если толстая кишка, то уже не ворсинки, они в тонком. А от свежего хлеба часто очень пучит, скорее всего от нарушенной моторики толстого.
sindisandra
Oct. 21st, 2016 06:48 am (UTC)
Наташа, а правда, что глютен глютену рознь и из спельтовой или ржаной муки он гораздо полезней, чем из пшеничной?
nobellarezi
Oct. 21st, 2016 09:56 am (UTC)
Не то что полезнее, легче расщепляются и перевариваются из-за низкого содержания проламинов.
naty_lika
Oct. 21st, 2016 06:57 am (UTC)
Наташа, а пищевые волокна, которые нужны всем, чтобы не входить в группу риска по полипозу, они же не только в пшенице содержатся? Тем более, что едят чаще всего белый хлеб, а не цельнозерновой. Эти волокна же можно получить из других круп, из овощей?
nobellarezi
Oct. 21st, 2016 09:52 am (UTC)
Да, но у безглютенщиков почти вся эта пища исключена, остаются только бобы-орехи, овощи-фрукты.
naty_lika
Oct. 21st, 2016 12:27 pm (UTC)
Спасибо, Наташа за полезную инфу.
Сейчас такое ощущение, что войну прямо глютену объявили, а какими фактами оперируют, закачаешься. Я вычитала у кого-то, что "пшеница" в переводе с санскрита "пища дураков", вот так даже)). А то что аутоиммунные болезни чуть ли не вспять поворачивают при отказе от глютена это тоже полная неправда?
nobellarezi
Oct. 21st, 2016 12:38 pm (UTC)
Целиакия поворачивает. На этом всё.
Irina Chikunova
Oct. 21st, 2016 05:45 pm (UTC)
Спасибо, Наталья за информацию! Я сама без глютена 1,5 года. Отказалась т.к. были постоянные растройства кишечника и вздутия. Теперь прекрасное самочувствие и активность. Но реагирую даже на мизерные его дозы, чайная ложка заварного крема - вызывает диспепсию и дикую сонливость, буквально стоя могу заснуть.
Но та же реакция на безглютенновый овёс, кокосовую муку, нутовую. Стала задумываться, а глютен ли это? Или это реакция на саму мучнистую структуру? Мне одна профессор говорила, что у псориатиков почти в 100% непереносимость глютена. Так ли это?
nobellarezi
Oct. 21st, 2016 06:51 pm (UTC)
Не глютен, скорее то, что и в пшенице. Эти вещества больше вызывают негатива, кстати, чем сам глютен.
Нет, не так.
anusha_k
Oct. 21st, 2016 09:17 pm (UTC)
Ты пишешь про то, что непереносимости глютена нет. А как насчет аллергической (или атопической, как там правильнее будет сказать, а то уже у меня "смешались в кучу кони, люди") реакции на него?
Проверяют же аллергологи иммуноглобулины или кожные пробы делают на миллионы продуктов. И к каждому из них может быть аллергия. Собственно и на нлютен тоже?
nobellarezi
Oct. 21st, 2016 10:33 pm (UTC)
А я про это в посте написала, в случае глютена - это абсолютно не показательно, к сожалению. А на пшеницу у нас, по-моему, никто и не делает отдельно, смешались люди и кони, точно.
(no subject) - anusha_k - Oct. 24th, 2016 09:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nobellarezi - Oct. 24th, 2016 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anusha_k - Oct. 24th, 2016 10:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nobellarezi - Oct. 24th, 2016 10:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - linusya1 - Oct. 24th, 2016 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anusha_k - Oct. 24th, 2016 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - linusya1 - Oct. 24th, 2016 10:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nobellarezi - Oct. 24th, 2016 10:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - linusya1 - Oct. 24th, 2016 11:08 pm (UTC) - Expand
alexxa_moscow
Oct. 21st, 2016 09:36 pm (UTC)
А если кормящая маман печеньки и хлеб трескает на гв, это может тоже негативно повлиять на ребенка в этой теме? Или возвращаемся к тем твоим ссылкам, про НЕвлияние питания мамы...? )))
nobellarezi
Oct. 21st, 2016 10:38 pm (UTC)
Нет, к нему же в кишечник это в чистом виде никак не попадает.
in_sense
Oct. 21st, 2016 10:08 pm (UTC)
Спасибо за информацию. Одна знакомая утверждала, что глютен может являться причиной лишнего веса и целлюлита, особенно в тех случаях, когда человек объективно не переедает, следит за питанием и со спортзалом дружит, но вот никак не худеется почему-то. Целлюлит, по ее словам, на безглютеновой диете исчезал полностью, а от глютена вылезал чуть ли не мгновенно, в течение недели, что ли. Ссылалась она на какие-то американские исследования. Сейчас уже не уточнить, много лет не общаемся. Наташа, что Вы думаете по этому поводу? Ерунда и самовнушение?

Edited at 2016-10-21 10:08 pm (UTC)
nobellarezi
Oct. 21st, 2016 10:40 pm (UTC)
Ну эта антиглютенщина сейчас типа религии. Любая фанатичная религия не имеет никакого отношения к правде. ИМХО.
(no subject) - nobellarezi - Oct. 21st, 2016 10:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - in_sense - Oct. 21st, 2016 11:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Irina Chikunova - Oct. 22nd, 2016 07:03 am (UTC) - Expand
iryna_tsybenko
Oct. 22nd, 2016 11:01 am (UTC)
Наташа, есть теория, что все злаки, бобовые, орехи, семечки перед употреблением необходимо замачивать или сквашивать, как делали это наши прабабушки. Сейчас это очень редко делается и поэтому появились проблемы у людей с перевариванием этих продуктов. Как вы относитесь к этой теории?
http://www.beloveshkin.com/2015/02/blog-post_83.html?m=1
Заранее спасибо!
nobellarezi
Oct. 22nd, 2016 12:11 pm (UTC)
Не знаю даже.
kastorka76
Oct. 22nd, 2016 09:15 pm (UTC)
У моего сына циалекия. Сейчас ему 5. После 2 стал хватать все вирусы в округе. Около трёх с половиной лет стал сильно кашлять и очень ослаб -- приходил из садика и валился на диван. Кушал плохо, без аппетита, похудел. Сильных болей в животе не было, просто когда я пыталась в него хоть что-то запихнуть, жаловался, что болит животик. Иногда была рвота, примерно раз в 2 месяца, списывала на вирусы, которые часто бывают у маленьких детей в таком климате (живу в Израиле). Иногда бывал понос, но редко, ничего выдающегося. Больше всего меня беспокоил его кашель и слабость, бледность. Поменяла несколько врачей. В итоге врач, у которой мы остались, поставила ему астму и, отметив сама (!) его бледность, дала направление на очень развёрнутый анализ. Анализ показал низковатый гемоглобин и повышенные антитела на транслутаминазу. Сделали биопсию, которая подтвердила цеаликию. Врач сказала мне, что исследования показывают высокую корреляцию между астмой и целиаком. С тех пор (с 4 лет) на безглютеновой диете. Кушает много гречки, разные виды риса, киноa, и бобовые (благо, они тут у нас очень распространены), ну и всё остальное, конечно. Овёс нельзя -- мне объяснили, они как-то кросс-опыляются другими злаковыми. Периодические рвоты прошли, гемоглобин-железо в норме, появилась сила, и астма беспокоит намного меньше, стул тоже нормальный. Только заметила, кукуруза как-то ему не очень, хотя вроде и без глютена. Стал похож на человека, хотя до поправиться ему ещё как до луны, но хотя бы не как из Бухенвальда, и то слава Богу и врачихе. Я бы сама в жизни не догадалась, что у него целиак, потому что выраженных симптомов не было и роста у меня он был всегда выше среднего. Кстати, и уровень антител был не очень высокий, и поражения кишки, выявленные при биопсии, были не очень большие, а жизнь ему это портило прилично. Извините за столько букв, но тема больная, в прямом смысле.

Edited at 2016-10-22 09:16 pm (UTC)
nobellarezi
Oct. 22nd, 2016 09:31 pm (UTC)
Да, понимаю.
anusha_k
Oct. 24th, 2016 09:35 pm (UTC)
АТ к глиадину, трансглутаминазе - еслм выбирать, то делать G или А?
nobellarezi
Oct. 24th, 2016 10:22 pm (UTC)
Глиадин оба, эндомизий А.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 66 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel